Sidebar

28
Сб, март

Автографы

Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

12 декабря 2018 г. исполнилось 90 лет со дня рождения классика советской и мировой литературы Чингиза Айтматова.

В историях Чингиза Айтматова – боль и слёзы, но в этой боли, в этих слезах – очищение. Его герои идут тернистым путём, сталкиваясь с бесчеловечностью, людскими пороками, непреодолимыми трудностями. И всё-таки, находят в себе силы жить, и жить достойно. Находят своё «трудное счастье». Примечательно то, что проза писателя опровергает знаменитую фразу Ф. Ницше, ставшую афоризмом: «То, что не убивает нас – делает сильнее». Сила его героев, сила человека, берёт своё начало не в ситуациях, которые они пережили, а в людях, которые в них верят, которых они любят. Любовь – самое мощное орудие в преодолении трудностей, искоренении в себе ненависти, унижения и страха.

В историях Чингиза Айтматова – такой накал. Ты доходишь до предела чувствования, и когда глубоко осмысленное слово падает в наполненную уже до краёв душу – душа проливается слезами. И уже надолго с тобой бурливый ручей, свежий ветер, забытый родник, заснеженные вершины гор, белые облака, поезд с дымом-гривой скачущего по степи коня, который только что проносился перед твоим внутренним взором Твои чувства несутся по страницам необъезженным скакуном, грохочут горным потоком, сходят стремительной лавиной и заполняют собой всё. И где бы ты ни находился в этот момент с книгой ли в руках, телефоном или ридером – ты не можешь уже сопротивляться силе айтматовского слова и образа, ты плачешь, ведь его слово не знает границ и не зависит от времени, места и видов носителей.

В историях Чингиза Айтматова слово – это не информация. Это чувство. Ты видишь и слышишь его. Впитываешь его. Наполняешься им. В каждом слове – целый мир. Каждое слово – это ларь с сокровищем. Сокровище – степь. Сокровище – человек.

Все образы у писателя высокохудожественны. Он описывает их так, будто прорисовывает кистью. Чёрточка к чёрточке, деталь к детали. Ты знакомишься с героем из описаний природы, а природу раскрываешь через чувства человека. Всё живое, всё дышит. Родник – как верблюжий глаз, как душа человека.

В историях Чингиза Айтматова – россыпь киргизских слов, насыщенные местным колоритом речь, обычаи, устои, восхищение родной природой и невероятная, всепоглощающая любовь к Родине. В каждой повести мы видим инициацию героя, становление личности, зарождение и расцвет творческого начала в человеке, путь художника, его силу, сомнения и первое осознанное творческое беспокойство.

К историям Чингиза Айтматова надо прийти, прийти осознанно, и стать пленником его таланта раз и уже навсегда. Но путь к нему может быть долог и непрост, как и сама жизнь.

В краеведческом центре в коллекции автографов находится сборник повестей с дарственной надписью автора, а также письмо его личного секретаря с ответом на обращение сотрудников и читателей библиотеки. Сборник включает следующие произведения: «Первый учитель», «Джамиля», «Тополёк мой в красной косынке», «Верблюжий глаз». Эти и другие произведения писателя можно найти, обратившись к электронному каталогу.

***
Юры Станкевіч (сапраўднае імя Георгі Васільевіч Харытановіч) – наш зямляк, нарадзіўся ў г. Барысаве.

У краязнаўчым цэнтры цэнтральнай бібліятэкі ў калекцыі аўтографаў знаходзіцца сапраўдная каштоўнасць – зборнік твораў з аўтографам аўтара. У ім змешчаны раман «Любіць ноч – права пацукоў», аповесці «Прузі», «Рыфма», «Збіральнік страху», «Псеўда», «Бесапатам» і апавяданні «Ізумрудна-зялёныя мухі», «Паленпак».

Гэта чытанне не з разраду забаўляльных. Творы, што ўвайшлі ў зборнік, былі напісаныя ў 90-я гады і цалкам адпавядаюць атмасферы, якая панавала ў той час. Змрочнасць, безвыходнасць, цяжар абставін, пастка, з якой няма выйсця. Але ж такая наша рэчаіснасць, часы, якія яшчэ не сталі гісторыяй.

Героі твораў у асноўным маладыя людзі, якія вымушаны з’ехаць са сваёй радзімы, а калі яны гэтага зрабіць не могуць, іх чакае незайздросны лёс: перадазіроўка, алкагалізм, гвалтоўная смерць. Аднак і тыя, што з’ехалі, назаўсёды атручаны хворым грамадствам са скалечанымі маральнымі каштоўнасцямі. Нягледзячы на розум, барацьбу, імкненне жыць, яны аказваюцца псіхалагічна зламанымі, сціснутымі ў кіпцюрах глыбокага страху.

З усіх твораў хіба толькі раман, назву якога атрымаў зборнік, заканчваецца добра, але фінал нельга лічыць шчаслівым. Станоўчыя героі перамаглі, аднак не ўсе выратаваліся. У незвычайнай форме пададзена простая мова: пасярэдзіне старонкі, слупком, без адпаведных знакаў прыпынку. Гэтая асаблівасць наводзіць на думку, што тое, як людзі гавораць, як камунікуюць, і ёсць галоўнае. Няма ў той моўнай плыні ані пачатку, ані канца. Бясколерная мова чалавека з патухлай душой. Таму так вылучаюцца рэплікі прыхадняў (кажучы словамі аўтара – «набрыдзі»), бо кожная літаральна крычыць нецэнзурнай лексікай з клічнікамі.

Адметнасць формы твора і тое, што зборніку дадзена яго назва, дае магчымасць сцвярджаць: так, няма надзеі на лепшае (жыццё, грамадства), але выбар за кожным з нас, за кожным – асабіста.

 Інфармацыю пра кнігу можна знайсці ў электронным каталогу бібліятэкі.

***

25 октября 2018 г. в центральной библиотеке состоялась творческая встреча с молодым борисовским поэтом Андреем Никанчиком и презентация его поэтического сборника «Зелёная улица». В книгу вошли 32 произведения, наполненных глубоко личными переживаниями автора. В то же время сборник получился удивительно лёгким по настроению и по восприятию.

Динамичная, музыкальная, юная поэзия Андрея Никанчика будет особенно близка молодым людям.

И нам идти с тобой за это под арест,

Где наша камера – всё небо голубое.

На мелодрамах шумных нет свободных мест,

А нам мечталось, чтоб полжизни, но в покое.

Никанчик А. «Без мелодрам»