Sidebar

24
Чт, сен

Устроитель посада Ново-Борисов

ШРИФТ
  • Минимальный Мелкий Средний Большой Максимальный
  • По умолчанию Helvetica Segoe Georgia Times

Приняв в собственность родовое имение Красное, Иван Хрисанфович вступает в брак с Ольгой Сергеевной Карцовой. Родилась в 1856 г. в семье потомственных дворян Сергея Николаевича и Екатерины Сергеевны Карцовых. Отец - уроженец Смоленской губернии, титулярный советник, предводитель дворянства Юхновского уезда Смоленской губернии (ныне Юхновский район Калужской области). Представители рода Карцовых оставили след в истории русской дипломатии и флота.
Андрей Николаевич Карцов (1835-1906), дядя Ольги Сергеевны, – дипломат, служил секретарем генерального консульства в Белграде, консулом в Иерусалиме, на острове Корфу (Греция), дипломатическим агентом в Сербии, генеральным консулом в Неаполе, затем в Париже.
Виктор Андреевич Карцов (1868-1936), двоюродный брат, - адмирал Российского флота, участник русско-японской войны. В 1913 г. – командир легендарного крейсера «Аврора», впоследствии директор Морского корпуса, начальник Морского училища.
Юрий Сергеевич Карцов (1857-1931), родной брат, - дипломат, секретарь Генерального консульства в Константинополе, на службе в консульстве в Мосуле (Турция), вице-консул в Видине (Болгария), консул в Англии, на службе в Министерстве финансов России, чиновник особых поручений при Министерстве торговли и промышленности. Автор книг: «Внешняя политика, как стимул народного хозяйства», «В чем заключаются внешние задачи России (Теория внешней политики вообще и в применении к России)», в соавторстве с К. Военским «За кулисами дипломатии», «Причина войны 1812 года».
Ольга Сергеевна отличалась умом, образованностью, владела иностранными языками, превосходно играла на арфе. Она стала верным и последовательным помощником Ивана Колодеева во всех его делах. Подробнее см.
Благоприобретенное имение Упиревичи, через которое пролегла Московско-Брестская (Александровская) железная дорога, обладало огромным коммерческим потенциалом. На отчужденных еще в 70-е гг. землях имения начал формироваться посад. Усилиями Колодеева за четверть века посад не только развился, но вырос в промышленный центр Северо-Западного края. Для Ново-Борисова градообразующим фактором, кроме железной дороги, стали «Колодеевские» казармы, построенные Иваном Хрисанфовичем в товариществе с местными помещиками Ф. В. Свидой и Л. Г. Слотвинским в 1890-е годы. Подробнее см.
Казармы располагались на Вокзальном проспекте, который впоследствии стал носить имя Минского губернатора генерал-майора князя Н. Н. Трубецкого. По обе его стороны, на выкупленных или взятых в долгосрочную аренду у Колодеева землях, началась жилая и промышленная застройка посада. С конца ХIХ на колодеевских землях получило развитие гончарное производство. В 1895 г. построены кафельно-гончарный завод Ш. М. Эпштейна и ручная гончарная мастерская В. В. Гральмана. В 1897 г. на выкупленном у Колодеева плаце построен гончарно-изразцовый завод Н. Г. Элькинда и О. М. Ротенберга. В 1898 г. построили гончарный завод Е. Г.Брудно и И. Я. Мазо, но в 1901 г. Брудно ушёл из совместного дела и, арендовав у Колодеева землю, построил свой гончарно-посудный завод. В 1900 г. на отчужденной у Колодеева земле началось строительство шпалопропиточного завода Московско-Брестской железной дороги. В 1901 г. на земле Колодеева московские купцы Горлины начали строительство парового лесопильного завода. В том же году Колодеев вложил средства в строительство на собственных землях каменной паровой спичечной фабрики Г. И. Бермана и С. Х. Лурье, получившей название «Березина». В 1902 г. на выкупленной у Колодеева земле построена паровая картонно-бумажная фабрика «Папирус» (владельцы И. В. Залкинд, Г. В. Вильбушевич и О. Черный). В 1904 г. Иван Хрисанфович поддержал инициативу строительства лесопильного дрожжевого завода Ш. и П. Гутманов. В 1909 г. построена паровая фабрика для выделки сапожных колодок Эделя и Фельдмана. В 1910 г. на колодеевской земле работает мыловаренный завод. В 1911 г. на арендованной у Колодеева земле построена фабрика древесной шерсти и лесопильный завод Д. С. Бермана. В том же году на выкупленной у Ивана Хрисанфовича земле построено предприятие по обработке хлеба - экстракционный (спиртовой) завод Цодикова и Бриля… Таким образом селитебный план Борисова 1910 г., в его посадской части, по сути, - документ о результатах предпринимательской деятельности Колодеева.