20 июня 2021 г. отмечается 85-летие со дня рождения эстонского писателя, поэта, сценариста, драматурга, переводчика, композитора Энн Ветемаа.
На родине писатель – признанный мастер «маленького романа». Юмор и иронию, переходящие в сарказм, можно считать основными элементами, характерными для всего творчества Энн Ветема. Если им не отводится много места в тексте, они появляются хотя бы небольшими, но яркими эпизодами.
Со сборником рассказов «Маленькие романы» можно познакомиться в краеведческом центре. Книга имеет автограф писателя.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент из рассказа «Монумент»:
«Кажется, именно Кант сказал, что интеллигентность есть не что иное, как умение приспосабливаться… Не странно ли, что человечество, сумевшее за тысячелетия превратить приспособленчество в великое интеллектуальное искусство, относится к нему с презрением? Будто манера поведения, основанная на глубоком знании людей, живой фантазии и смелом риске, чем-то хуже других форм жизненной борьбы. Кажется, иному рассудительному во всём остальном человеку легче сожрать своего конкурента вместе с шерстью и вечерним костюмом, чем применить в целях преуспевания какой-нибудь другой, мягкий и гуманный способ, – например, сымпровизированное вовремя и к месту излияние чувств, приступ восторга или сеанс самого что ни на есть искреннего самобичевания. Надо быть дремучим дураком, чтобы не пользоваться людскими слабостями! Не в коммунизме живём! К тому же у приспособленчества могут быть самые благородные цели. Приспособленчество – это и спорт, и наука, и искусство!»
Справка. Родился: 20 июня 1936 г., Таллинн, Эстония. Эстонский советский поэт, прозаик и драматург. Осознанно сочинять стал к концу средней школы, писал музыку и стихи. Поступил в Таллинский политехнический институт, который закончил в 1959, получив специальность «инженер-химик». Не отработав положенных трех лет по специальности, Ветемаа поступил в Таллинскую консерваторию, которую закончил в 1965, однако не связал свою судьбу и с музыкой. Первая публикация Ветемаа относится к 1958. Затем выходят сборники стихов «Переломный возраст» (1962) и «Игра в снежки» (1966). Но рационалистический склад ума, а также склонность к иронии заставляют Ватемаа предпочесть поэзии прозу. Идея романа «Монумент» (1965) родилась незадолго до окончания консерватории, когда молодой композитор понял, что музыка не станет главным делом его жизни. За «Монументом» последовало еще несколько «маленьких романов», которые в критике по характеру действия в них именовались также «драматическими». Это «Усталость» (1967), «Реквием для губной гармоники» (1967), «Яйца по-китайски» (1967–1969). Следующие прозаические сочинения Ватемаа – «Воспоминания Калевипоэга» (1971), забавно стилизованные вариации на темы эстонского эпоса, «Серебристая лента» (1977), «Полевой определитель эстонских русалок» (1980) – откровенно игровая проза. Следует упомянуть также романы «Лист Мёбиуса», «Снежный ком», «Сребропряхи». Известен Ветемаа и в качестве драматурга, его пьесы, среди которых «Ужин на пятерых» (1972), «Святая Сусанна» (1974), «Розарий» (1976) и др., шли в различных театрах СССР. Работал Ветемаа и в качестве киносценариста. Он не раз награждался Литературной премией Эстонской ССР им. Ю. Смуула (1973, 1975, 1976). Его произведения переводились на многие языки.
Умер 28 марта 2017 года в Таллине.
2021-06-16