Sidebar

17
Вс, окт

Имя в истории. К 160-летию А.Е. Богдановича

Оформление
  • Мин. Малинький Средний Большой Макс.
  • По умолчанию Helvetica Segoe Georgia Times

Вторая половина ХIХ и начала ХХ века – период пробуждения национального самосознания белорусов. Собиранием фольклорного наследия заняты десятки ученых, священников, учителей. Они сделали все возможное, чтобы доказать, что белорусы – это не забытая Богом нация, а народ, который по фольклорному наследию занимает одно из ведущих мест среди славянских народов.

Адам Егорович Богданович (1862 – 1940) известен в истории белорусской культуры в первую очередь как отец Максима Богдановича. Он оказал огромное влияние на формирование личности великого поэта. Максима воспитали книги, сказки прабабушки, белорусский фольклор, сбором и исследованием которого занимался Адам Богданович. Итогом его труда стала книга «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов», вышедшая в Гродно в 1895 году. Эта небольшая книга собрала в себе не только выводы автора, но и опыт предыдущих исследователей белорусского фольклора. Особая ценность этой работы в белорусских песнях, обрядах и заговорах, собранных самим автором и записанных им со слов своей бабушки Рузалии Осьман. Она была широко известна в Холопеничском округе как ворожбитка, знахарка и знаток народных обрядов в важные моменты народной жизни (радзіны, хрэсбіны, талака, дажынкі вяселлі).
Книга молодого ученого стала подтверждением богатого, полного тайн и волшебства духовного мира белорусов. А в стихах Максима Богдановича рядом с гражданскими мотивами оживают волшебные образы белорусской мифологии: русалки, лешие, змеиные цари. Все эти образы переселились в стихи Максима Богдановича из отцовской книги.Куда они в свою очередь попали из рассказов Максимовой прабабушки Рузалии. Так старая семейная традиция стала общенациональной.

2021-03-10