Ныне для русскоязычного читателя имя французского писателя конца XIX – начала XX века Виктора Маргерита (1866-1942) мало кому известно.
В своих работах Маргерит обращался к острым социальным проблемам. Особенно громкую славу автор заработал первой частью трилогии «Женщина в пути» (роман «Холостячка»), а слово «гарсон» (оригинальное звучание названия) стало нарицательным для собирательного образа женщины, которую олицетворяла главная героиня романа. Это произведение сразу же получило экранизацию в 1928 году (и ещё несколько в 1936, 1957 и 1988 годах).
В годы между двумя войнами Виктор Маргерит пропагандировал идеи пацифизма. Он написал обличительную книгу «Последняя война. Преступники», выступал со своими эссе «Призыв к совести», «Гуманное отечество», «Аристид Бриан», «Война войне», исследованиями «Провал Лиги наций» и «Подкрашенный труп. Лига наций», написанные под впечатлением полной неспособности этой организации стать гарантом мира и безопасности. Большой интерес Виктор Маргерит проявлял к Советскому Союзу. В 1936 году он написал эссе «Москва, новая эра», а в последние годы жизни работал над тетралогией «Рождение нового мира».
В музейно-выставочной экспозиции «Редкая книга» из коллекции книг с экслибрисами хранится немецкое издание эссе «Аристид Бриан» (1932) о французском политическом деятеле и лауреате Нобелевской премии мира Аристиде Бриане. Книга вышла в издательстве S. Fischer Verlag, основанном в 1886 году Самуэлем Фишером. Это одно из крупнейших и старейших немецких книжных издательств, выпускающих художественную и научную литературу. Издательство лично работало с литераторами натуралистического и реалистического направлений (Э.Золя, Г.Гауптман), модернистами (О.Уайльд, М.Метерлинк), экспрессионистами (Г.Кайзер, Р.Зорге). Значительное внимание было направлено на переводы и публикацию зарубежной литературы.
К изданию эссе «Аристид Бриан» прилагались рекламная брошюра сочинения Льва Троцкого «История русской революции»; рекламный буклет нескольких научных работ по экономике, социологии, истории; адресный конверт для обратной связи между читателями и издателем; два скидочных купона на различные услуги и товары в магазинах по списку.




